Индекс Биг Мака. Объяснение глубоких экономических процессов сэндвичами

На экономику государства, а как следствие благосостояние ее граждан влияет огромное количество факторов. Естественно людям без профильного экономического образования весьма трудно вникнуть во всю терминологию и понять суть происходящего. Особенно остро это ощущается когда речь заходит о монетарной политике, изменении курса национальной валюты.

Поэтому многим экономистам, а также журналистам, которые публично приходится доносить эту информацию приходится идти на различные ухищрения, чтобы донести ее в простой и понятной для простых обывателей форме.
Индекс Биг Мака
Как следствие начали возникать шуточные формы подачи экономической информации. Один из самых ярких примеров, который крепко укоренился во многих страна – это индекс Биг Мака. Собственно в сегодняшнем материале мы расскажем вам, кем и для чего создавался этот индикатор, что он показывает и как можно его использовать.

Индекс Биг Мака – это самый простой индикатор, отражающий покупательскую способность граждан разных стран на основе простого сэндвича, благодаря которому можно проследить, насколько переоценена или недооценена валюта выбранного государства.

Необходимо понимать, что сила национальной валюты регулируется не только экономическими факторами, но и монетарной политикой, которую осуществляет национальный банк страны. Поэтому оценить реальную стоимость денежной единицы, которую, как правило, занижают процентной ставкой, можно лишь оценив покупательскую способность на одной конкретной группе товаров. Сэндвич Биг Мак собственно стал таким товаром, что породило его укоренившееся название.

Небольшая предыстория появления индекса

Базовая основа индекса Биг Мака строится на теории покупательской способности. Ее суть заключается в том, чтобы демонстрировать, как может меняться корзина товаров потребителей за определенное время на заданную статичную суму денег.

Важно отметить, что покупательская способность демонстрирует инфляционные процессы внутри определённого государства. Например, если в прошлом году вы могли купить на 1000 рублей 40 буханок хлеба, а спустя всего год 35 – валюта девальвировала и покупательская способность снизилась. Таким образом, мы можем наглядно видеть, как обесцениваются наши деньги.


Индекс Биг Мака был создан командой журналистов The Economist порядка тридцати лет назад, а именно в 1986 году с целью продемонстрировать на примерах реальную стоимость валют в сравнение с долларом США. Кстати, Биг Мак по утверждениям самих журналистов они выбрали неслучайно. Во-первых, на тот момент McDonald’s присутствовал практически во всех странах мира, а их самой популярной позицией был сэндвич Биг Мак.

Во-вторых, состав сэндвича невероятно богат, так как он включает в себя мясо, хлеб и даже овощи. Это своего рода корзина продуктов, которую используют люди в повседневной жизни. Кстати, стоит отметить, что при расчете этого индекса за основу берется тот факт, что стоимость этой позиции должна быть одинакова, а вернее всего цена трудозатрат. Поэтому подобный расчет утопичен.

Вычисления

Сам же индекс рассчитывается путем выяснения соотношений стоимости выбранной стране к стоимости в США. В качестве примера представим себе, что в России сэндвич стоит 140 рублей, а в США 4 доллара.

Путем нехитрых вычислений 140/4 получаем суму в 35 рублей. Таким образом, на основе этого простого расчета можно сделать вывод, что наша национальная валюта недооценена, так как в обменщиках мы можем наблюдать курс в 60 и выше рублей за одного американца.

Важно понимать, что подобный расчет происходит для всех стран мира, после чего появляется индекс Биг Мака 2019 по странам в виде простой сводной таблицы. Если вам интересны последние данные вы можете посмотреть табличку ниже:

Индекс Биг Мака 2020
Рис 1. Индекс Биг Мака 2020

Обоснованная критика

Многие аналитики и диванные эксперты всерьез воспринимают индекс Биг Мака, считая что он действительно показывает насколько недооценена наша валюта. Однако давайте будем откровенны, ведь этот индекс – это отличная шутка редакторов газеты, которая дала людям мечту и не более того. На сегодняшний день можно встретить индекс Старбакса, Борща и абсолютно любого товара, причем расчетом занимаются не экономисты, а журналисты, которые четко играют на настроениях людей.

Главная проблема этого индекса, как и многих других на основе теории покупательской способности состоит в обыкновенном уравнивании стоимости самого сэндвича. Дело в том, что себестоимость в каждой точке мира абсолютно разная. Кто-то имеет рядом под носом завод котлет, а кто-то закупает издалека мясо.

Это касается всех ингредиентов и этапов производства, ведь даже себестоимость ресурсов разная (в одних страны цены на электроэнергию, а в других наоборот копеечная). Также это касается и состава самого Биг Мака, ведь есть ряд стран, где говядина в котлетах не используется вообще.

В завершение стоит отметить, что воспринимать индекс Биг Мака при оценке экономики, национальной валюты и при принятии каких-то важных решений не стоить. С нашей точки зрения это очень хорошая жвачка для народа, которую будут жевать абсолютно все журналисты и политики, подчеркивая величие своих стран и силу экономики.